То, что каждый исповедует то, что он может и желает, показывает, что религия - это индивидуальное дело, не имеющее ничего общего с национальностью. Это принцип и право, которые были приобретены веками борьбы и гигантских усилий.
Этого права не существовало в древности и особенно в Средние века, и даже сейчас его нет на Ближнем Востоке и особенно во многих мусульманских странах.
В Средние века, как и сегодня на Ближнем Востоке, религия и церковь занимали исключительное историческое положение. Духовная культура каждого народа, как и само государство, была подвержена влиянию религии и церкви.
обществознание
Поскольку сущность средневековой духовной культуры была преимущественно религиозной, вполне естественно, что национальное сознание смешивалось с религиозным сознанием. Вне религии, по сути, не было никакой другой жизни и цели.
Хотя в то время тоже существовали национальные культуры, эти культуры были либо религиозными, либо подчиненными религии: обращение в свою религию означало отделение от своей религиозной культуры, то есть денационализацию.
Когда армянин Армянской Апостольской церкви принимал католицизм, его называли не армянином-католиком, а “Франком”. Если армянин переходил в ислам, люди говорили, что он “отюркнулся”, что имеет место даже сегодня. Если армянин-католик смог сохранить свою национальность в воинственно-религиозное Средневековье, то причина в том, что на земле не было “франкской” нации, с которой он мог бы ассимилироваться. При других обстоятельствах было обнаружено, что халкидонские и мусульманские армяне ассимилировались с окружающими греками, турками и курдами.
Остальные халкидонские армяне, по-видимому, являются армянами-ромами, или (греческими) православными армянами, которые говорят по-армянски и живут в основном в регионе Карс и окрестностях Черного моря.
https://qpotok.ru/obshchestvoznanie/osn … -strategii
Обратная сторона этой денационализации имела место в позднеантичной и средневековой Армении.
Часть кавказских агуанов, наряду с другими [соседними] иностранными родословными, ассимилировалась с армянами и приняла армянскую апостольскую религию. В данном случае религиозный союз привел к ассимиляции, которая способствовала арменизации иностранных элементов.
Таким образом, мы видим, что религия в некоторые исторические периоды и условия была наиболее мощным фактором в организации и распаде национальных коллективов.